КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
Как запоминаются слова? Как они хранятся в памяти? Как извлекаются из памяти и используются в речи? Ученые на основе многочисленных экспериментов доказали, что слова в нашем сознании объединяются по смысловому принципу.
ЗАВЕДИТЕ «СЛОВАРИК»- альбом, в котором собраны картинки по различным темам: овощи, фрукты, ягоды, цветы, деревья, домашние и дикие животные, птицы, насекомые,посуда, мебель, транспорт, одежда, обувь и т.п. Лучше, если ребенок будет помогать отыскивать картинки в журналах, рекламных проспектах, а потом вместе с Вами вырезать и наклеивать их в «Словарик». Слова не просто заучиваются, они вводятся в разнообразные ситуации. Так, например, рассказывая о том, какие есть бабочки, жуки и другие насекомые, нужно показать их изображение, наклеить или нарисовать в тематический альбом картинки, сделать аппликация, прочесть сказку В. Бианки «Как муравишка домой спешил», прослушать мелодию Н. Римского-Корсакого «Полет шмеля», наконец, придумать свою сказку. Желательно сделать несколько вариантов картинок, чтобы использовать их в инсценировках и играх.
Поскольку уже в 3-летнем возрасте накопление словаря идет не столько за счет увеличения количества слов, сколько за счет способности ребенка к словообразованию, мы предлагаем следующие упражнения: грамматические и словообразовательные противопоставления, игры на ассоциации по смежности и контрасту.
ЗАДАНИЯ.
- Формирование обобщений. Взрослый предлагает ребенку назвать обобщающим словом ряд предметов. Например: морковь, огурец, помидор, капуста- это овощи.
- Для расширения словарного запаса по теме «Части тела(туловище)» прочитайте и обсудите с ребенком стихотворение С. Маршака «Одна дана нам голова...»
- Задавайте вопросы, которые требуют размышления и активизации знаний. Например, «Что происходит ночью?».
- Обращайте внимание малыша на свойства предметов: цвет,форма,величина, материал, из которого он сделан, его назначение и т.п.
- Упражняйте ребенка в словообразовании.
- Формируйте по образцу морфологические и грамматические компоненты:
- существительные( уменьшительно-ласкательная форма, детеныши животных;
- прилагательные;
- глаголы.
7. Развивайте словесно-логическое мышление. Предложите ребенку по аналогии подобрать недостающее слово: писатель-книга, художник - .....
Писатель- читатель, художник - ...
Писатель –слова, художник - ...
На мотоцикле мотоциклист, на велосипеде-...., на поезде-......
- Закрепляйте навык включения разнообразных словообразовательных моделей в
самостоятельное речевое высказывание ребенка.
Подготовила учитель-логопед
Быченкова О.В.